Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Государственного бюджетного профессионального образовательного

учреждения Калужской области «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

(Срок обучения - 2 года 10 месяцев) г. Калуга,2018

Программа дополнительного общеразвивающего образования патриотической направленности составлена в соответствии с требованиями Типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования, Устава ГБПО КО «ККМТ» и положении о дополнительном общеразвивающем образовании патриотической направленности на основе кадетской модели воспитания «Кадетская группа».

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), по направлению ФССП России.

Организация-разработчик: ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

Разработчик: Никольский Борис Августович - руководитель отделения дополнительного образования

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ    6 ДИСЦИПЛИНЫ

14


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа является программой дополнительного общеразвивающего образования (далее Программа) и определяет порядок осуществления процесса дополнительного общеразвивающего образования патриотической направленности «Кадетская группа» студентов ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум» согласно Устава ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум» (далее техникум).

Воспитательная система в учреждении среднего профессионального образования при реализации дополнительного общеразвивающего образования патриотической направленности «Кадетская группа» представляет собой комплекс мер, в основе построения которых лежит принцип общепризнанных морально личностных потребностей, опираясь на исторический опыт российского военного образования. Основные отличительные особенности «Кадетских групп» является:

-    реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения, договоров о сотрудничестве с военными ведомствами и силовыми структурами (Управлением ФССП России по Калужской области);

-    формирование особой воспитательной среды, создающей специфический уклад, включающий в себя ежедневное утреннее построение, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде;

-    усиленные занятия спортом, строевые тренировки;

-    ношение особой формы одежды: повседневной, парадной;

-    проведение практических занятий, участие в соревнованиях, смотрах.

-    материальная база образовательных организаций: наличие специализированных учебных кабинетов (ОБЖ, предпрофильной военной подготовки и др.), тира, плаца, атрибутика;

-    воспитательная работа со студентами (кадетами) командиров-воспитателей, офицеров-воспитателей, руководителей дополнительного общеразвивающего образования. Именно эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данной образовательной организации.

Целью организации и реализации дополнительного общеразвивающего образования в учебно-воспитательном процессе на основе кадетской модели воспитания является: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, традиций русской армии, традиций образовательной организации.

Для достижения поставленной цели в учебно-воспитательном процессе техникума решаются следующие задачи:

• Воспитание личности кадета - гражданина и патриота своей страны, ответственного за свои поступки, человека способного к духовному совершенствованию, с активной жизненной и гражданской позиции, готового и способного к службе Отчеству и его защите.

•    обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного, эмоционального и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

•    жёсткая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время, подчиненной понятиям дисциплины;

•    Выработка у кадет морально-психологических, деловых и организационных качеств, стойкости, выносливости к физическим и морально-психологическим нагрузкам, как основы для формирования высокообразованного и профессионально подготовленного служащего, защитника интересов общества и государства.

•    создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве техникума, обеспечивающей воспитание у студентов(кадет) любви к Родине и традициям;

•    формирование и развитие творческих способностей студентов (кадетов), удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени.

В основу программы положены требования Конституции РФ, Кодексов РФ, Указов Президента РФ, Федерального Закона «Об образовании», Положения о дополнительном общеразвивающем образовании патриотической направленности на основе кадетской модели воспитания «Кадетская группа» в ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум» и иных нормативно-правовых актов Министерства образования и науки Калужской области.

Программа дополнительного общеразвивающего образования разработана с целью интеграции, взаимосвязи и взаимообусловленности всех ее компонентов в единую педагогическую систему. В основе дополнительного общеразвивающего образования патриотической направленности «Кадетская группа» выделены пять составляющих:

1.    Профильное обучение реализует модель кадетского образования - подготовка к служению Отечеству и выбору рода деятельности;

2.    Общее профессиональное образование - углубленное изучение образовательных предметов и части профильных программ кадетской группы;

3. Военизированная составляющая - теоретическое и практическое изучение основополагающих институтов военной службы, включая нормы общего, дисциплинарного, строевого и иных Уставов ВС РФ;

4.    Физическое развитие - совершенствование физической подготовки, формирование здорового образа жизни;

5. Художественно - эстетическое воспитание - подготовка и проведение торжественных мероприятий, участие в культурно-массовых и (или) экскурсионных мероприятиях.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАСЧЕТ ЧАСОВ НА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.

п/п

Наименование

Всего

1 курс

2 курс

3 курс

1

2

з

4

5

6

1.

Изучение нормативно-правовых документов регламентирующих обучение кадетской группы.

8

4

2

2

2.

Обучение по профилю кадетской группы

38

18

12

8

3.

Огневая подготовка.

78

30

26

22

4.

Строевая подготовка.

168

64

58

46

5.

Прикладная физическая подготовка и основы топографии.

32

14

10

8

6.

Медицинская подготовка.

34

16

10

8

7.

Радиационная, химическая, биологическая защита.

22

10

6

6

Итого:

460

156

124

100

Из них, теория

практика

184

276

72

84

42

82

38

62

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих обучение

кадетской группы».

п/п

Наименование

Всего

1 курс

2 курс

3 курс

1

2

3

4

5

6

1.

История кадетского движения в России

2

1

1

1.

Основные документы кадетской группы.

2

1

1

-

2.

Принципы организации и взаимодействия кадетской группы. Этика кадета. Культура речи.

4

2

1

1

Итого:

8

4

3

1

2.1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «История кадетского движения в России»

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

прак

тик

а

1

2

3

4

5

1.

История кадетского движения в России.

2

2

-

Итого:

2

2

-

Содержание предмета

Тема №1. История кадетского движения в России.

Кадетство: Как это было в России. История развития кадетства в России с начала IVIII в. и по н.в.

2.1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Основные документы кадетского класса»

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Основные документы кадетской группы.

2

2

-

Итого:

2

2

-

Пр имечание: Изучение нормативных документов регламентирующих обучение кадетской группы и взаимодействие учащихся между собой, их подчинённость старшим осуществляется на 1-м курсе обучения, в последующем на 2-м, 3-м курсах обучение проходит в режиме ранее* изученного материала и(или) вновь открывшемуся.

Содержание предмета

Тема №1. Основные документы кадетской группы.

Конституция РФ гарант прав и свобод граждан. Законы РФ, регламентирующие права и обязанности учащихся. Правовые документы кадетской группы.

2.1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Принципы организации и взаимодействия кадетской группы. Этика

кадета. Культура речи»

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Принципы организации и взаимодействия кадетской группы. Этика кадета. Культура речи.

4

4

-

Итого:

4

4

-

Тема №1. Принципы организации и взаимодействия кадетской группы. Этика кадепи Культура речи.

Основные требования кадетской группы. Структура организации кадетской группы, командиры и начальники, старшие и младшие, их подчинённость. Права и обязанности кадетов, ответственности. Единоначалие. Роль командира в подразделении. Функции дежурных лиц.

Взаимодействие кадетов в группе между собой и вне кадетской группы. Кадетское движение в Калужской области. Этика кадета. Культура речи.

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ПЛАНЫ:

Кя

п/п

Наименование

Всего

1 курс

2 курс

3 курс

1

2

3

4

5

6

1.

ФССП России

Итого:

38

18

12

8

2.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Огневая подготовка».

Ко

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Стрелкового оружие, правила и приёмы стрельбы из ПМ и АК.

6

2

4

2.

Материальная часть 9,0 мм пистолета Макарова.

34

6

28

3.

Материальная часть 5.45 мм автомата Калашникова.

38

8

30

Итого:

78

16

62

Содержание предмета

Тема №1. Стрелкового оружие, правила и приёмы стрельбы из ПМ и ЛК.

Основные сведения о стрелковом оружие. Тактико-технические характеристики стрелкового оружия при стрельбе. Правила и приёмы стрельбы из ПМ. Правила и приёмы стрельбы из АК. Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием.

Тема №2. Материальная часть 9,0 мм пистолета Макарова.

Назначение, боевые свойства, устройство ПМ. Назначение частей и механизмов ПМ. Взаимодействие частей и механизмов при заряжании, выстреле, стрельбе самовзводом. Задержки при стрельбе. Порядок неполной разборки и сборки.

Тема №3. Материальная часть 5.45 мм автомата Калашникова.

Назначение, боевые свойства, устройство АК. Принадлежность к АК, порядок неполной разборки и сборки АК. Назначение и устройство частей и механизмов АК. Взаимодействие частей и механизмов АК при заряжании, стрельбе одиночным и автоматическим огнем. Задержки при стрельбе и способы их устранения. Проверка боя АК и приведение его к нормальному бою.

2.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Строевая подготовка».

п/п

Наименование

Всего часов

Из них:

Лекции

Практ. и классно-групп. занятия

1

2

3

4

5

1.

Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

12

4

8

2.

Строевая стойка. Движение шагом и бегом. Изменение скорости движения. Прекращение движения. Повороты на месте.

36

36

3.

Строевая стойка. Движение шагом и бегом. Изменение скорости движения. Прекращение движения. Повороты в движении.

54

54

4.

Выход и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

66

66

Итого:

168

4

164

Примечание: Теоретические знания и практическое применение строевых приёмов, включая внешний вид, оценивается периодически, осуществляется в рамках факультативных занятий 1 - 4 курс.

Содержание предмета

Тема No I. Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

Понятие о строе. Команды и порядок их подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка. Выполнение команд.

Тема № 2. Строевая стойка. Движение шагом и бегом. Изменение скорости движения. Прекращение движения. Повороты на месте.

Строевая стойка. Движение бегом и шагом. Изменение скорости движения. Прекращение движения. Повороты на месте. Движение шагом и бегом.

Тема № 3. Строевая стойка. Движение строевым шагом и бегом. Изменение скорости движения. Прекращение движения. Повороты в движении.

Движение строевым шагом. Повороты в движении.

Тема М 4. Выход и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте без оружия. Выполнение воинского приветствия в движении.

2.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Прикладная физическая подготовка и основы топографии».

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Комплексы вольных упражнений (1 и 2 комплексы утренней физической зарядки).

4

2

2

2.

Бег 100м и 1000м.

10

2

8

3.

Силовые упражнения:

Юноши подтягивание на перекладине 8-16раз.

Девушки поднятие туловища из положения лёжа 24-32раз.

8

-

8

4.

Основы топографии

10

4

6

Итого:

32

8

24

Содержание предмета

Тема №1. Комплексы вольных упражнений.

Разучивание и тренировка в выполнении 1 и 2 комплексов вольных упражнений. Выполнение общефизических упражнений для мышц рук, туловища и ног самостоятельно и группой.

Тема №2. Бег 1000м и(или) ускоренное передвижение.

Разминка. Преодоление бегом расстояния ЮООметров на время в составе группы с индивидуально фиксированием результата, от точки «Старт» до точки «Финиш». Преодоление бегом расстояния ЮОметров на время в составе пары с индивидуально фиксированием результата, от точки «Старт» до точки «Финиш».

Тема № З.Силовые упражнения.

Разминка. Юноши подтягивание туловища из положения вис с сгибанием рук в локтях и фиксированием подбородка над перекладиной, хват обычный. Девушки, поднятие туловища из положения лёжа, сгибая спину в количестве 24- 32 раз.

Тема № 4. Основы Топографии.

Стороны света. Компас. Азимут. Определение своего места по карте. Ориентирование на местности с помощью карты и компаса, определение сторон света по местности (солнце, звезды, деревья, наручные часы, муравейник ит.д.).

2.6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Медицинская подготовка».

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Общие понятия о первой помощи. Признаки жизни и смерти, реакция организма на травму.

4

2

2

2.

Закрытые повреждения мягких тканей, закрытые повреждения суставов, повреждение костей, черепно-мозговые травмы.

10

4

6

3.

Кровотечения, правила наложения жгута и закрутки. Мягкие повязки и общие правила их наложения.

10

4

6

4.

Оказание первой помощи при отравлениях, обмороках, ожогах, поражении электротоком.

10

4

6

Итого:

34

14

20

Содержание предмета

Тема N1. Общие понятия о первой помощи. Признаки жизни и смерти, реакция организма на травму.

Понятие и принципы оказания первой помощи. Определение признаков жизни и смерти. Понятие о клинической и биологической смерти. Способы и методика проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема N2. Закрытые повреждения мягких тканещ закрытые повреждения суставов, повреждение костей, черепно-мозговые травмы.

Понятие о травме. Повреждения мягких тканей и суставов. Доврачебная помощь при переломах. Черепно-мозговые травмы. Травматический шок.

Тема N 3. Кровотечения, правила наложения жгута и закрутки. Мягкие повязки и общие правила их наложения.

Виды кровотечений, их опасность. Понятие раневой инфекции, асептики, антисептики. Классификация ран, их характеристика, правила обработки ран. Способы временной остановки кровотечений. Индивидуальный перевязочный пакет. Правила и техника наложения повязок. Правила и техника наложения повязок.

Тема N 4. Оказание первой помощи при отравлениях, обмороках, ожогах, поражении электротоком.

Обморок. Эпилептический припадок. Носовое кровотечение. Утопление. Отравления. Поражение электрическим током. Обморожения. Ожоги. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожаре. Тепловой и солнечный удар. Инородные тела.

2.7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Радиационная, химическая, биологическая защита».

п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Общее понятие об ОМП. Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия.

4

4

2.

Боевые свойства и поражающие факторы химического оружия.

8

8

_

3.

Боевые свойства и поражающие факторы биологического и зажигательного оружия. Характеристика оружия на новых физических принципах, оружия.

6

6

-

4.

Индивидуальные средства защиты личного состава от оружия массового поражения Приборы РХР.

4

2

2

Итого:

22

20

2

Содержание предмета

Тема № 1. Общее понятие об ОМП. Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия.

Общая характеристика ядерного оружия. Виды ядерных взрывов, их характеристика, их отличие по внешним признакам. "Поражающие факторы ядерного взрыва Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва, их действия на организм человека, боевую технику и вооружение.

Тема № 2. Боевые свойства и поражающие факторы химического оружия.

Общая характеристика химического оружия. Классификация отравляющих веществ и их краткая характеристика. Бинарные боеприпасы. Способы и средства применения химического оружия.

Тема № 3. Боевые свойства и поражающие факторы биологического и зажигательного оружия. Характеристика оружия на новых физических принципах.

Общая характеристика биологического оружия. Основные виды возбудителей инфекционных заболеваний и особенности их поражающего действия. Способы и средства применения биологического оружия.

Характеристика зажигательного оружия. Зажигательные вещества, их состав и боевые свойства. Способы и средства применения зажигательного оружия. Характеристика оружия на новых физических принципах.

Тема № 4. Индивидуальные средства защиты личного состава от оружия массового поражения Приборы РХР.

Средства защиты органов дыхания и кожи, их назначение и правила пользования. Медицинские средства индивидуальной защиты. Противорадиационные препараты. Назначение, состав и порядок работы с приборами радиационной и химической разведки: ДП-5А, ВПХР, ДКП-50, бытовыми дозиметрами.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Место проведения занятий:

-    плац;

-тир;

-    спортивный зал;

-    тренажерный зал;

-    актовый зал;

-    учебные кабинеты.

Оснащение:

-доска;

-комплект учебно-методической документации;

-стенды;

-    атрибутика;

-комплекты раздаточного материала;

-    мишени;

-макеты оружия;

-средства индивидуальной защиты;

-ИПП;

-    макет для оказания первой медицинской помощи.

Технические средства:

-    магнитофон;

-    компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-    принтер;

-    ксерокс;

-    экран;

-    мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Конституция РФ;

Федеральные Законы РФ;

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность структур по профильным направлениям обучения и их взаимоотношения между собой в повседневной деятельности; Общевоинские уставы ВС РФ;

наставление по стрелковому делу и правилам обращения с оружием;

Справочники;

Энциклопедии;

Интернет-ресурсы.

14